628672, ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА, ГОРОД ЛАНГЕПАС, УЛИЦА КОМСОМОЛЬСКАЯ, 3 Д

#ЧтомызнаемоГероях #КтотакойГерой

Узелок на память

Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего.

В.О. Ключевский

Я мечтаю иметь семью, в которой будет много детей. Я передам им всё, что у меня есть, и в первую очередь – память о нашем роде. К сожалению, немного мне известно о нём. Но я очень хочу, чтобы ветвь наша не стала сухой и не погибла. Для этого нужны сильные корни, благодаря которым всё дерево будет живым.

Помочь восстановить семейную историю мне помогут старые фотоснимки. Это единственное, что осталось в моей семье от предыдущих поколений. Во время частых переездов были утрачены и без того редкие семейные реликвии. Вероятно, не так много было скарба в семье, потому что пра- и просто бабушки и дедушки из Костромской области оказались через полвека в Западной Сибири практически налегке.

Передо мной чёрно-белое фото моей прабабушки Веры Ивановны Бухариной. Уставший взгляд, натруженные, спокойно  сложенные руки. Красиво уложенные пышные волосы (популярная в те годы химическая завивка творила чудеса!). Скромные, но нарядные, по-видимому, по особому поводу надетые блуза и трикотажный жакет.

Какая у Веры Бухариной была жизнь? Единственный документ, сохранившийся у меня от прабабушки, – это её свидетельство о смерти. Согласитесь, совсем немного. Но, проведя собственное расследование, я смогу узнать о ней больше.

Итак, моя прабабушка Вера Ивановна Бухарина родилась в 1923 году в посёлке Потрусово живописного Нейского района, что в Костромской области. На сайте «Костромка – история костромского края / Деревни, сёла и города костромского края – Нейский район, Тотемицкий сельский совет» упоминается деревня Потрусово. Земли эти входили в состав Потрусовской волости, которая была вотчиной галичского Паисиева монастыря. В монастырской вотчине   в Потрусово в XVIII веке был развит железо-плавильный промысел. Болотную железную руду добывали в поймах речек и болотистых местах, плавили ее, а из железа кузнецы изготовляли  сельскохозяйственный инвентарь и инструмент. Вблизи Потрусово находилась заповедная роща.

Маленькую Веру Бухарину, несмотря на то, что дыхание атеизма усиливалось, крестили. Это произошло благодаря тому, что в те времена в Потрусово была действующая прекрасная Преображенская церковь (увы, сейчас она в плачевном состоянии). На сайте «Храмы России» мы можем не только увидеть фотографии этого некогда величественного храма, но и узнать, что основание его было заложено  не позднее 1-й трети XVII века. В 1828 году благодаря многолетним пожертвованиям благочестивых прихожан была окончена постройка кирпичной церкви с трёхъярусной колокольней  и широкой трапезной. В храме было четыре придела: Успения Богородицы, Илии Пророка, Димитрия Солунского и Николая Чудотворца.

По воспоминаниям бабушкиных односельчан, которых мы установили благодаря сайту Ярославского историко-родословного общества (Нейский район    с 1936 года по 1944 год входил в состав Ярославской облас­ти, о чём можно узнать из Справочника по административно-территориальному делению Ярославской области в 1917-1967 годах), эта церковь была центром духовной и культурной жизни близлежащих деревень: «Звон её колоколов далеко разносился … и был слышен в округе за 10 км в деревнях. В праздники бабы наряжались и вместе с детьми отправлялись в церковь молиться. Белокаменная церковь была окружена добротной оградой, выполненной из кирпича и металла, и имела двое выездных ворот. Возле церкви было кладбище со старинными надгробиями и каменными крестами». Но уже в 1935 году храм Преображения Господня был закрыт и разорён. Со слезами на глазах крестьяне наблюдали за варварами, которые сбрасывали с церкви колокола на землю.

А в это время по  Советской стране под бодрый марш из «Весёлых ребят» шагали коллективизация и индустриализация. Официальными ценностями были признаны беззаветная верность делу Коммунистической партии и Советского правительства, ненависть к классовым врагам, культовая любовь к вождям пролетариата и жесточайшая трудовая дисциплина.

Вера Бухарина, конечно же, была и пионеркой, и комсомолкой. Уверена, что она не осталась в стороне и от стахановского движения, которое зародилось в СССР в годы второй пятилетки. Первые стахановцы в Ярославской и Костромской областях появились в сентябре 1935 года. Стахановское движение охватило и сельское хозяйство.

Но вот грянула Великая Отечественная война. На территории области в годы Великой Отечественной войны не проводилось военных действий. На сайте «Костромская область в годы Великой Отечественной войны/ Военное время» читаем: «Главными задачами и испытаниями для руководства и населения вновь образованной области стали обеспечение армии продовольствием и размещение около 11 тысяч эвакуированных. Особую заботу костромичи проявили к блокадникам-ленинградцам. На территории области работали 8 эвакогоспиталей – в Костроме, Галиче, Буе, Мантурове, Шарье. По инициативе макарьевских комсомольцев молодежь области собрала средства на строительство танковой колонны имени Героя Советского Союза Юрия Смирнова. Костромские колхозники на свои средства построили танковую колонну имени Ивана Сусанина».

            Вере Бухариной тогда было 18 лет. По воспоминаниям, собранным по крупицам, она была необычайно активна. Какая жажда быть полезной  Родине, помогать людям, оказавшимся без крова, было у моей прабабушки! В Нейском районе нашли при­ют более 3000 детей, привезённых из блокадного Ленинграда. И бабушка не осталась в стороне. При Потрусовском сельсовете был организован так называемый лёгкий дом для школьников, а старшеклассники размещены в домах сельских жителей. Ленинградские дети находились в Нейском районе до 1945 года. И всё это время комсомолка Вера Бухарина организовывала их быт, учёбу, работу в поле и на ферме.

К сожалению, информация о послевоенных годах жизни моей прабабушки отсутствует полностью. Говорят, она скрывала её по личным причинам. Как бы там ни было, глядя на старую фотографию, я вижу трудолюбивую, целеустремлённую женщину, которая дала жизнь и мне.

Теперь, завязав этот узелок на память, именно я в ответе за то, чтобы память о прабабушке не заросла травой забвения.

Юлия Елистратова,
клубное объединение «Азбука журналистики»